Начиная с середины 90-х годов прошлого столетия, в ряде высокоразвитых стран, к которым относится Великобритания, США, Австралия и другие, ведутся активные внедрения электронных денег – нового вида денежных знаков. В то время как население привыкает к комфорту, которым сопровождается расчет виртуальными деньгами, перед правительством становятся такие важные вопросы, как контроль эмиссии электронных денег и анализ их влияния на денежно-кредитную систему государства.
Урегулирование взаимоотношений с организациями, внедряющими системы электронных денег - прерогатива Центральных эмиссионных банков. Так, прежде, чем начать эмиссию электронных денег, крупнейшей платежной системе Mondex предстоит провести множество переговоров и консультаций с руководством Центральных Банков различных государств. Таким образом, эмиссия электронных денег возможна только после получения согласия от основного регулятора денежной системы государства. Но нужно отдать должное и грамотной политике компании Mondex – она подразумевает ответственность как за производство и выпуск, так и за погашение электронных денег в каждой из валют. Подобный подход позволяет центральному эмиссионному банку занять наблюдательную позицию и ограничиться контролем одной организации, что повышает возможность регулирования и контроля.
Однако далеко не все банки отличаются таким «отстраненным» подходом. Ярчайший пример тому - Центральный Банк России, самостоятельно пытающийся организовать правовой плацдарм для электронных денег. Руководствуясь пунктом 2.4. Положения «О порядке эмиссии кредитными организациями…», Банк России выделяет специальную группу - так называемые, предоплаченные финансовые продукты, которые позволяют производить оплату или получение наличных денег. Интересно, что распространение этих продуктов возможно только с разрешения Банка России и осуществляется в порядке, указанном Положением о перечне примеров предоплаченных финансовых продуктов. Кстати, наряду с такими системами, как VisaTravelMoney, VISACASH,значится и Mondex.
По мнению специалистов, с целью жесткого контроля, регулирования и минимизации возможных рисков, правительству России необходимо существенно сузить круг эмитентов. Так же, разумным выходом из ситуации была бы обязанность эмитентов вкладывать полученные в обмен на электронные деньги средства в такие активы, как депозиты Центрального Банка или государственные ценные бумаги. На начальном этапе внедрения электронных денег целесообразно введение Центральным Банком определенной нормы резервирования по выпущенным электронным деньгам. Таким образом, станет возможно активное регулирование и контроль объема выпущенных денег.
Аналитики подчеркивают, что бесконтрольное увеличение объема электронной денежной массы, вследствие которого произойдет ускорение оборачиваемости денежной единицы, непременно приведет к росту инфляции.
Однако, будущее, прогнозируемое аналитиками, не такое уж и облачное – скорее всего, рост денежной массы, который повлияет на скорость обращения денег, будет не таким существенным. По-прежнему, львиная доля используемых денег тратится безналичным способом, а платежи электронными деньгами, варьирующиеся от десятых долей одного доллара, до двух-трех сотен этой валюты, и направляющиеся на оплату товаров и услуг, не смогут существенно повлиять на денежно-кредитную систему государства.