В то время как большинство покупателей успели открыть для себя прелести виртуального шопинга, остальная часть населения предпочитает производить покупки в реальных магазинах. Свою точку зрения они аргументируют тем, что к очередям и ограниченному ассортименту супермаркетов давно привыкли, а вот к «неожиданностям», связанным с он-лайн покупками, не готовы.
Боязнь того, что они могут попасть в неприятную ситуацию, останавливает их от совершения интернет-покупок. В то же время, не все виртуальные покупатели беспечны. Просто они в курсе своих прав, и знают, как будут действовать, если процесс он-лайн покупки не оправдает их ожиданий.
В случае, если они не получат оплаченный банковской картой заказ, они напишут в свой банк заявление об опротестовании списания средств со счета. К заявлению они приложат документ-подтверждение оформленного заказа в интернет-магазине. Затем они ждут. Ждут от 45 до 90 дней, в течение которых происходит «разбор полетов». В течение этого времени банк обращается в платежную систему, и по окончанию разбирательства им выносят «вердикт», удовлетворится ли их просьба о возвращении денег.
Самой частой причиной отказа возврата денег является подозрение банка о том, что клиент – мошенник. Ситуация, когда товар был получен, а клиент доказывает обратное – довольно распространенное явление. Если в ходе расследования «выплывет» доказательство доставки товара (например, квитанция), банк не только не вернет денег, но и начислит плату за неправомерное обращение. Так же, покупателям могут отказать, если их обращение произошло раньше, чем товар был доставлен. В уставе каждого магазина прописан пункт, где уточняется, что оснований для возврата денег не существует, пока не истек срок доставки. Поэтому, имеет смысл внимательно читать договор.
Довольно часто банк возвращает покупателям не только потраченные средства, но и «неустойку» за несвоевременно не доставленный товар (согласно ст. 23.1 закона № 2300-1). Неустойка рассчитывается в размере 0,5% от суммы перечисленной оплаты за каждый день просрочки с того дня, когда товар должен был доставлен, до дня получения оплаты.
Иногда покупатели «передумывают» совершать покупку уже оплаченного товара. В этом случае они обращаются к статье 26.1 закона № 2300-1 и к продавцу, с просьбой вернуть средства. Если их обращение произошло не позже 14 дней с момента оплаты, средства возвращаются на персональный счет покупателя в том же магазине, либо же на его банковскую карту.
Если покупателю доставили некачественный товар, в соответствии с п. 1,2 и3 ст. 18 закона № 2300-1, ему обязаны вернуть все потраченные средства (включая оплату доставки, и т.д.) . Для того, чтобы рассмотреть претензию и осуществить возврат, магазин должен быть наделен полномочиями от производителя. Если он не обладает таковыми, покупателю придется обратиться в «уполномоченную организацию», принимающую требования и возвращающую средства. Адрес компании обычно указывается в информации о товаре, предоставленной покупателю одновременно с товаром (п. 2 ст. 10 закона № 2300-1).
Покупатель может не принимать и не оплачивать товар, если его внешний вид отличается от того, который был на сайте. Его интересы в этом случае сторожит п. 4 ст. 26.1 закона № 2300-1, правда, от оплаты доставки в этом случае никуда не деться.
Если вам прислали товар не той расцветки и модели, которую вы заказывали, смело можете требовать свои деньги назад, так как налицо – нарушение условия об ассортименте товара (п. 1 ст. 467 ГК РФ). Неважно, готовы ли вы на обмен, или будете требовать возврат средств, вы имеете право рассчитывать на возмещения убытков, что регламентируется п. 2 ст. 13 закона № 2300-1 (под убытками подразумевается компенсация услуг почтовой связи и оплата доставки возвращаемого товара).
Как можно видеть, добиться своего не так уж и сложно – главное действовать быстро, четко, и со знанием закона.